
Сегодня отмечают День авиации ВМФ России
Праздник учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».
В этот день в 1916 году русские морские лётчики, защищая от вражеских ударов военно-морскую базу на острове Сааремаа, дали бой немецким самолётам над Балтийским морем и разгромили силы противника. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота вступили в воздушную схватку и одержали победу над четырьмя немецкими самолетами, два из которых были сбыты, а два обратились в бегство. Это событие положило начало истории российской морской авиации.
После революции регулярные части морской авиации были созданы уже в 1918. Морские военные летчики принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и сухопутными войсками под Петроградом, на Балтийском и Черном море, а также на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.
Следующее боевое крещение морские летчики прошли во время боевых действий в районе озера Хасан и в советско-финляндской войне 1939-1940.
В годы Великой Отечественной войны Советские морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожив в воздушных боях и в ходе бомбовых ударов по аэродромам врага более пяти с половиной тысяч самолетов противника.
После окончания войны Советские военно-воздушные силы прошли масштабную модернизацию. Винтокрылые машины были заменены на реактивные самолеты, оснащенные управляемыми и неуправляемые ракетами, торпедами, а позже и ракетами с ядерными боеголовками. В 1960-1961 гг. были созданы ракетоносная и противолодочная авиация, а после создания авианесущих кораблей появилась палубная авиация.
Сегодня морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.
Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полёта, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.