ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости КВЦ «Патриот»

29 мая 2025

29 мая военные автомобилисты отмечают профессиональный праздник

Военные автомобилисты уже 115 лет в любых условиях обстановки выполняют задачи по предназначению. Они внесли существенный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, принимали активное участие в военных конфликтах, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сейчас в ходе специальной военной операции на Украине автомобильные войска незаменимы при снабжении войск материальными средствами и транспортировании бронетанкового вооружения и военной техники.

День военного автомобилиста отмечается в честь сформирования первой учебной автомобильной роты, которая была образована 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге по указу императора Николая II.

Решение о её создании было обусловлено эволюционным ходом мирового развития автомобильной техники и признанием её как эффективного, манёвренного и перспективного транспортного средства для перевозки материальных средств и личного состава.

Интересна хронология применения первых автомобилей в Русской армии:

1897 год – в России впервые опробованы бензиновые автомобили во время Белостокских манёвров Русской армии;

1902 год – выходит в свет книга поручика М.А. Накашидзе (впоследствии создателя первого русского броневика) «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России»;

1904–1905 годы – автомобили проходят испытания в Русской армии во время Русско-японской войны;

февраль 1910 года – решение Военного Совета Российской империи «О придании пяти автомобильных рот к ряду железнодорожных батальонов в Европейской России и Кавказе».

В 1913 году Генштаб принял решение о массовом внедрении автомобилей в армию. В связи с этим автомобильная рота была укрупнена и приобрела статус высшего военного учебного заведения. Начались крупные закупки автомобилей, что требовало увеличить количество подготовленных шофёров, автомехаников и командиров автомобильных подразделений. За год количество армейских машин, в основном грузовых, превысило 700 единиц, причём основная часть по-прежнему поступала в Россию из-за рубежа.

Во время Первой мировой вой­ны этот процесс ускорился. К 1917 году были сформированы 22 автомобильные роты и 55 моторизованных санитарных отрядов. К концу войны в Русской армии было уже до 10 000 машин различной грузоподъёмности. В автомобильных ротах они использовались для перевозки войск и грузов, необходимых как для эффективного ведения боевых действий, так и для нормальной работы тылового хозяйства.

Впервые в истории Русской армии в годы Первой мировой войны началось применение военных грузовиков под монтаж вооружения.

В ходе Первой мировой войны был сделан главный вывод: России нужна собственная мощная автомобильная промышленность и ремонтная автомобильная база, автомобили должны соответствовать военным требованиям – быть надёжными, долговечными, живучими, иметь высокую скорость движения и хорошую проходимость.

Великая Отечественная вой­на стала важнейшим этапом в развитии автомобильных войск. Динамика ведения боевых действий определила необходимость оперативной перевозки личного состава и воинских грузов, что потребовало многократного увеличения количества автомобильных подразделений, а также усовершенствования их организации и управления.

В ходе Великой Отечественной войны количество автомобилей в Красной Армии увеличилось в 2,5 раза – до 664 400 единиц. В их число вошли автомобили, отмобилизованные из народного хозяйства, поставленные по ленд-лизу, трофейные и произведённые советскими автозаводами. Так, по программе ленд-лиза с 1941 по 1945 год в СССР поступило 375 833 грузовых и 51 503 легковых джипов и вездеходов, а также 3,8 млн автомобильных шин. Решающую роль в обеспечении фронта оте­чественными автомобилями в годы войны сыграли горьковский и московский автозаводы, на долю которых приходилось более 90 процентов общесоюзного производства автомобилей.

Ярчайшим примером мужества и массового героизма советских воинов в годы Великой Отечественной войны, да и, пожалуй, самой известной страницей истории автомобильных войск стал подвиг воинов-автомобилистов на Дороге жизни. По Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера, ежеминутно рискуя жизнью, за две зимы с 1941 по 1943 год в блокадный Ленинград было перевезено 600 тысяч тонн грузов и эвакуированы 780 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны автомобили более широко стали использоваться в качестве базового шасси под монтаж вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и буксировки артиллерийских систем. Наиболее ярким свидетельством этого являются знаменитые гвардейские реактивные миномёты «катюша» на автомобилях ЗИС-5 и «Студебекер».

Воины-автомобилисты провели машины по путям-дорогам фронтовым от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги, оставив автографы на стенах поверженного Рейхстага. Всего за годы Великой Отечественной войны военные автомобилисты перевезли около 145 млн тонн различных грузов.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Оте­чественной войны, 15 автомобильных частей получили почётные наименования, 94 соединения удостоились орденов Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова. Ратный труд воинов-автомобилистов был высоко оценён командованием Красной Армии – за годы войны более 21 000 человек были награждены орденами и медалями, 25 из них было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Послевоенные годы характеризовались ещё более интенсивным внедрением автомобильной техники в войска. Количество автомобилей, гусеничных артиллерийских тягачей и тракторов в войсках возросло в несколько раз по сравнению с заключительным периодом Великой Оте­чественной войны. Создавались новые образцы вооружения, развивались технические средства управления, росло количество специальных установок и оборудования, необходимых для ведения боевых действий. Колёсные и гусеничные шасси стали основной составной частью вооружения и специальных средств. Полностью была переведена на механическую тягу артиллерия.

В 50-х годах XX века перед учёными – военными автомобилистами и автомобильной промышленностью была поставлена важнейшая задача обеспечить подвижность создаваемого ракетно-ядерного вооружения. Эту задачу успешно решили – создали и в кратчайшие сроки освоили в серийном производстве специальные колёсные шасси под монтаж комплексов РВСН.

С развитием вооружения и военной автомобильной техники непрерывно возрастал уровень моторизации войск, военная автомобильная техника стала материальной основой их подвижности.

Наряду с этим военные автомобилисты продолжали оставаться на переднем крае при решении важнейших государственных задач, связанных с уборкой урожая, строительством дорог, ликвидацией техногенных катастроф, участием в локальных вооружённых конфликтах.

Ежегодно в течение многих лет Правительство СССР привлекало из войск на эти цели большое количество армейских автомобилей. В начале 60-х годов прошлого века в зависимости от урожая из войск изымалось и направлялось для уборки 80–85 тысяч машин. Министерство обороны формировало 240–250 автомобильных батальонов, обеспечив их средствами обслуживания и ремонта, и направляло по разнарядке правительства на работы по уборке урожая.

При ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции военными автомобилистами решался комплекс важнейших задач: перевозка личного состава и грузов, оборудование мест захоронения радиоактивных отходов, вывоз заражённых строительных отходов и другие. При строительстве саркофага над разрушенным реактором было перевезено 300 000 тонн бетона и 6000 тонн металлоконструкций.

Проведены исследования по оценке влияния наведённой радиации на военную автомобильную технику (ВАТ), эффективных методов защиты от неё водителей и перевозимого личного состава, методов и объёмов войскового ремонта заражённой техники.

Воины-автомобилисты принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. По разбитым горным дорогам, постоянно рискуя подорваться на мине, попасть под обстрел душманов, военные автомобилисты перевозили не только топливо, продовольствие, боеприпасы, но и гражданские грузы – гуманитарную помощь для мирных афганцев. Ежедневно в движении находилось до 30–40 колонн (1500–2000 автомобилей).

Афганистан стал суровой школой для автомобильных войск,­ а полученный опыт активно использовался в последующих военных конфликтах на Кавказе и в Сирийской Арабской Республике.

В ходе специальной военной операции на Украине на военных автомобилистов также ложится основная нагрузка по обеспечению подвижности ВВСТ на автомобильных базовых шасси, снабжению войск материальными средствами и транспортированию бронетанкового вооружения и военной техники.

Опыт специальной военной операции в очередной раз подтверждает, что военная автомобильная техника является важнейшим компонентом системы вооружения ВС РФ. В настоящее время свыше 90 процентов наземного подвижного вооружения, военной и специальной техники смонтировано на автомобильных базовых шасси.

Воин-автомобилист сегодня важнейший член экипажа боевых машин и комплексов, от мастерства которого в значительной степени зависит надёжное выполнение боевых задач, сохранение живучести комплекса и жизни членов экипажа.

Оснащение Вооружённых Сил РФ современной военной автомобильной техникой, формирование оптимальной номенклатуры и рациональной структуры требуют проведения единой военно-технической политики в области её разработки, модернизации и закупок.

По результатам анализа боевого применения образцов ВАТ, исследований потребностей видов и родов войск Вооружённых Сил в автомобильных базовых шасси под монтаж ВВСТ и научных исследований разрабатываются тактико-технические требования к перспективным и модернизированным образцам ВАТ. При этом особое внимание уделяется защищённости, в том числе за счёт оснащения автомобилей бронекабинами, комплектами дополнительной бронезащиты.

Сейчас отечественная ВАТ включает автомобили многоцелевого назначения, специальные колёсные шасси и тягачи, транспортно-тяговые военные гусеничные машины, автомобильные кузова-контейнеры и кузова-фургоны, прицепы и полуприцепы, подвижные средства технического обслуживания и ремонта, тренажёры вождения. За последнее десятилетие ВАТ дополнили новые классы – защищённые автомобили, армейские снегоходы и мотовездеходы, специальные внедорожные транспортные средства на шинах сверхнизкого давления, специальные транспортные средства типа «багги».

В настоящее время важнейшими направлениями развития ВАТ являются обеспечение проходимости, повышение защищённости, ремонтопригодности, возможность применения в особо тяжёлых природно-климатических условиях Арктики, разработка отечественных автомобильных комплектующих.

Каждый принятый на снабжение (вооружение) образец ВАТ проходит сложный путь от разработки тактико-технического задания на его создание до организации серийного производства и последующей войсковой эксплуатации. Этот путь включает полный цикл предварительных, государственных, специальных испытаний и опытную эксплуатацию.

С начала 2010-х годов возрождена система натурных климатических испытаний ВАТ в реальных природно-климатических условиях. Опытные и серийный образцы являются основой климатических экспедиций Министерства обороны, проводимых в последние годы в условиях жарко-пустынной местности, высокогорья и Арктики.

Новые образцы ВАТ проходят войсковые испытания в ходе специальной военной операции, в том числе в составе перспективных образцов ВВСТ. Это позволяет оценить их возможности не только в полигонных, но и в боевых условиях эксплуатации с учётом применения по назначению.

За последнее десятилетие на снабжение и оснащение Вооружённых Сил России принято более 200 новых образцов военной автомобильной техники, которые стали надёжной основой боевого и материально-технического обеспечения.

Вместе с тем важно не забывать, что автомобильные войска – это не только техника, но и подготовленный личный состав.

Сегодня в автомобильных войсках несут нелёгкую службу высококвалифицированные специалисты, военнослужащие и гражданский персонал, проявляя в ратном труде не только профессиональные, но и лучшие человеческие качества – любовь к Отечеству и профессии.

День военного автомобилиста – это дань историческим традициям, заслугам военных автомобилистов в мирное и военное время, их огромному вкладу в укрепление обороноспособности России.

 

Газета «Красная звезда»