
Сегодня отмечается День истребительной авиации ВВС России
Сегодня отмечается День истребительной авиации ВВС России. 25 марта 1916 года был сформирован первый авиаотряд в нашей стране. За 107 лет истребитель превратился в многофункциональную машину, способную за короткий срок уничтожить любого противника.
В 1915 году в России был принят на вооружение специальный тип самолета – истребитель. Первой машиной оказался проект С-16 русского авиаконструктора Игоря Сикорского. Через год, 25 марта 1916 года, начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М.В.Алексеев подписал приказ № 329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-й, 7-й и 12-й.
16 апреля 1916 года подпоручик И.А. Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, отрапортовал великому князю Александру Михайловичу, что первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт. Он может считаться первым истребительным авиационным отрядом ВВС, для задач воздушной обороны к этому времени уже имелись истребительные авиаотряды. 25 мая 1916 года военный совет постановил в дополнение к ранее сформированным истребительным авиационным отрядам создать еще девять, присвоив им нумерацию - 1,3,4,5, 6, 8,10 и 11-й истребительные отряды.
В Российской империи достаточно большое внимание уделялось развитию и тактики истребительной авиации. В 1916 г. выходит в свет первое в России «Наставление по применению авиации на войне», в котором указывалось, что целью борьбы с вражеской авиацией «является обеспечение своего воздушного флота свободой действий в воздухе и стеснение таковой противнику». Считалось, что эта цель может быть достигнута «непрерывным преследованием неприятельских аппаратов и их уничтожением истребителями в воздушном бою».
Отдельно стоит упомянуть опыт применения авиагруппы капитана Евграфа Крутеня. Сам летчик-ас был фактически первым, кто обобщил опыт применения российской истребительной авиации в брошюре «Создание истребительных авиагрупп в России». Крутень считал, что успешно решать поставленные задачи могут только храбрые и умелые летчики-истребители, проявляющие на войне максимум активности и обладающие высоким боевым духом. Именно такими бойцами и необходимо было, по его мнению, укомплектовывать истребительные авиагруппы.
Заслугой Евграфа Крутеня была разработка основ тактики истребительной авиации. Вот лишь некоторые положения:
крайне необходимо первому обнаружить противника в воздухе, что даст возможность овладеть инициативой, а значит, принесет успех;
сближаться для атаки нужно незаметно для врага, т. е. преимущественно сзади или используя положение солнца, с той стороны, с которой он менее всего ожидает опасности;
атакующий всегда должен иметь преимущество над противником в высоте, желательно в 500-1000 метров, что обеспечивает быстроту и внезапность атаки, моральное превосходство и значительно уменьшает вероятность ответной атаки неприятеля;
вести огонь наверняка, но в зависимости от скорости сближения с целью лучше всего выдерживать до нее дистанцию в 30-100 метров, так как при нападении сверху нужно оставить себе возможность увернуться от столкновения с аэропланом противника.
Евграф Крутень и сам он на практике блестяще применял эти положения, являясь примером для своих подчиненных, благодаря своему мужеству и профессионализму он сбил несколько вражеских самолетов...